Василий Гроссман работал над романом десять лет. В 1960-м его изъяли у автора, и всю оставшуюся жизнь писатель посвятил безуспешной борьбе за освобождение главного труда своей жизни. Чудом сохранившийся экземпляр впервые был опубликован в Швейцарии в 1980 году. В России роман увидел свет только в 1988-м.
Осенью прошлого года Би-би-си представила 13-серийный радиоспектакль "Жизнь и судьба", и роман сразу возглавил список бестселлеров в Великобритании. "Лучшим русским романом XX века" назвал тогда же "Жизнь и судьбу" Энтони Бивор, писатель и историк, переводивший на английский военные дневники Василия Гроссмана.
В картине Урсуляка играют прекрасные актеры: Сергей Маковецкий (в роли физика Штрума), Александр Балуев (политработник Крымов), Полина Агуреева (Женя Шапошникова), Анна Михалкова (Мария Ивановна), Евгений Дятлов (Новиков), Сергей Пускепалис (Греков) и другие. Вот что рассказывает о своей новой работе сам режиссер:
- Предложение экранизировать "арестованную книгу" Василия Гроссмана сегодня можно расценивать как подарок судьбы. То, что "Россия 1" - один из крупнейших каналов страны - захотел привлечь внимание зрителей к серьезной и настоящей литературе, значительной и объемной теме, это знак перемен, которых в обществе многие ждут так же, как в перестроечные годы ждали публикации у нас романа Гроссмана. Мы старались быть правдивыми в изображении войны. Более правдивыми, чем, скажем, в "Ликвидации" или "Исаеве". Там я мог позволить себе некоторые вольности, здесь - нет.
Автор сценария картины - известный киносценарист Эдуард Володарский, для которого эта работа стала последней.
Съемки проходили в Подмосковье и Ярославле. Выстроили небывалые декорации фрагментов улиц Сталинграда 1943 года, мест ожесточенных боев, макетов зданий и военной техники...
- У меня было ощущение, - рассказывает актер Сергей Пускепалис, - будто попал в машину времени, окунулся в ужасы и кошмары той войны...
- Письмо матери, которое читает мой герой, - говорит Сергей Маковецкий, сыгравший Штрума, - это невероятно. Съемки всю душу перевернули. Я не мог читать спокойно само письмо, так же, наверное, как и все... Когда началась война, она оказалась на оккупированной территории, в гетто. Она прощается с сыном. Она просит у него прощения. Она умоляет его беречь себя. Это письмо очень сильного человека, очень сильной женщины. В этом письме - качество человека. Люди в очень страшных обстоятельствах тогда умели сохранить достоинство. Хотя всё было - для того, чтобы человек превратился в животное, в ничтожество...
Роман Гроссмана - гениальный, по словам Александра Твардовского, - повествует о людях, которым выпало жить в то время, когда, казалось, во имя Победы можно было поступиться всем и вся. И всё же каждый был волен выбирать: жизнь, полную компромиссов, или драгоценную нравственную свободу.
Фильм - о противостоянии свободы насилию. Сталинград - с одной стороны, стал сердцем битвы за свободу от фашистских захватчиков. И с другой стороны - тот же Сталинград - "заложник" сталинизма, враждебного внутренней свободе каждого гражданина. Такая вот трагедия народа, которому приходится вести войну на два фронта.
На Лубянке, в доме Грекова, в казанской квартире ученых, под пулями, на пороге газовой камеры, всюду поднимаются едва ли не самые важные вопросы цивилизации - о насилии и свободе, о тотальной покорности человечества перед лицом насилия, о вере, которая часто оказывается слепой... Победа под Сталинградом определила исход войны, но не стала последней точкой в этом историческом противоречии между победившим народом и победившим государством.
Многие темы, которых касается фильм, и сейчас покажутся острыми, наболевшими, важными. Давайте смотреть и обсуждать! "Российская газета" открыта для самых разных мнений и читательских дискуссий, так что разговор о фильме мы еще продолжим.